Решение выездной тематической коллегии Федерального агентства водных ресурсов «Об итогах работы Федерального агентства водных ресурсов в 2012 году и приоритетных задачах на 2013 год. Катастрофические паводки на территории Российской Федерации: условия и причины формирования. Меры предупреждения и снижения ущерба от наводнений»

Главная Деятельность Коллегиально-совещательные органы Коллегии

Дата публикации на сайте:10 Апреля 2013 (10:07)

23 марта 2013 г.                                                                                                              г. Анапа

В работе коллегии приняли участие руководители территориальных органов, федеральных государственных учреждений, подведомственных Федеральному агентству водных ресурсов, представители Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном Федеральном округе, Администрации Президента Российской Федерации,  Генеральной прокуратуры Российской Федерации, представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественности Краснодарского края, представители других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведущие специалисты и эксперты в сфере водных ресурсов,ветераны водной отрасли.
Коллегией рассмотрены два вопроса:
1. Об итогах работы Федерального агентства водных ресурсов и приоритетных задачах на 2013 год.
2. Катастрофические паводки на территории Российской Федерации: условия и причины формирования. Меры предупреждения и снижения ущербов от наводнений.

I. Об итогах работы Федерального агентства водных ресурсов в 2012 году и приоритетных задачах на 2013 год

Заслушав и обсудив основные итоги работы Федерального агентства водных ресурсов в 2012 году, Коллегия отмечает:

Согласно положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, Федеральным агентством водных ресурсов совместно с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 2012 году выполняласьработа по обеспечению условий для устойчивого водопользования при сохранении экосистем и созданию условий безопасности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод:

В целях обеспечения социально-экономических потребностей в водных ресурсах:
Обеспечены в полном объеме гарантированные потребности населения и отраслей экономики в водных ресурсах в условиях малой водности 2012 года.
Осуществлялось строительство и восстановление 18 объектов водообеспечения общим объемом свыше 400 млн. куб. м.
Прирост емкости и водоотдачи водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения составил 180 млн. куб. м.
Экономический  эффект от снижения ущерба от дефицита водных ресурсов составил 9,8 млрд. руб.
Надежность обеспечения водными ресурсами в 2012 году повышена для 300 тыс. человек.
Выполнены работы по очистке около 100 гектаров акватории водохранилищ, и вынос в натуру - закрепление на местности специальными знаками границводоохранных зон и прибрежных защитных полос протяженностью свыше 20 тыс. км.
По данным государственного мониторинга водных объектов в 2012 году качество вод в Российской Федерации в целом оставалось стабильным.

В целях обеспечения безопасности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод:
Осуществлялось строительство и реконструкция 67 сооружений инженерной защиты, из них завершено 29 объектов общей протяженностью 51 км.
Выполнены дноуглубительные и руслорегулирующие работы более чем в 70 субъектах Российской Федерации на 166 участках русел рек, общей протяженностью свыше 340 км. Численность защищенного населения составила более 200 человек.
Превентивные ледокольные и ледорезные работы выполнены на участках рек общей протяженностью более 800 км. Другие работы по ослаблению прочности льда выполнены на водных объектах общей площадью свыше 6,3 кв. км.
В условиях малой водности, непроектной эксплуатации Саяно-Шушенской ГЭС изадачи наполнения водохранилища Богучанской ГЭС до отметки 185 м БС вгарантированном объеме обеспечена потребность отраслей экономики и водного транспорта бассейна реки Ангары.
Выполнена Комплексная программа 2012 года по мониторингу водных ресурсов, расположенных в зоне строительства олимпийских объектов. Обеспечено безаварийное прохождение половодий и паводков на водных объектах, расположенных в зоне строительства олимпийских объектов в г. Сочи. Разработан Комплексный план восстановления р. Мзымта (0-89 км) и организована координация егоисполнения.
Поручения Указа Президента Российской Федерации от 18.07.2012 года «О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия – наводнения в Краснодарском крае» выполнены в полном объеме и в установленные сроки.

В целях обеспечения безопасности гидротехнических сооружений:
Проведены работы по реконструкции, капитальному и текущему ремонту на 256 объектах, завершено 202 объекта, в том числе 171 ГТС, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных ГТС.Все ГТС, находящиеся в ведении Росводресурсов, имеют нормальный уровень безопасности.Экономический эффект от вероятного предотвращенного ущерба составил 27,6 млрд. рублей.
План поступления доходов в бюджеты бюджетной системы от платы пользования водными объектами выполнен на 104, 5 процента, что составляет 10, 8 млрд. рублей.
Коллегией в целом положительно оценены результаты работы Федерального агентства водных ресурсов в 2012 году. Приоритетные задачиАгентствана 2005-2012 годы, одобренные Минприроды России, реализованы в полном объеме. Достигнуты значения всех плановых показателей деятельности Федерального агентства водных ресурсов, предусмотренные ДРОНД Минприроды России, картой проекта 33 «Повышение эффективности использования водных ресурсов», ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах».
В то же время Коллегия отмечает необходимость:
• Поддержания достигнутого уровнядеятельности Агентства по реализацииприоритетных направлений, определенных решением коллегии Федерального агентства водных ресурсов от 22 марта 2012 года « Об итогах работы Федерального агентства водных ресурсов за 2011 год и задачах на 2012-2014 годы»,его дальнейшего развития и совершенствования, в частности:
- соблюдения установленных сроков разработки НДВ, СКИОВО и Правил использования водных ресурсов водохранилищ;
- развития информационно-технологических баз исистемы поддержкипринятия эффективных управленческих решений в водохозяйственной сфере;
- совершенствования взаимодействия с субъектами Российской Федерации в условиях разграничения полномочий в сфереводных отношений.
• Совместно с Минприроды России и иными заинтересованными органами власти:
- совершенствования методологической базы разработки СКИОВО и определение  ее статуса с учетом иных  современных инструментов планирования (ФЦП, госпрограммы);
- дальнейшего совершенствования механизмов и процедур реализации ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах»;
- методологического развития направления по экологической реабилитации водных объектов;
- повышения эффективности существующей сети гидрометеорологического мониторинга, а также средств и методов прогнозов негативного воздействия водных объектов;
- законодательного урегулирования вопроса установления и соблюдения режимов использования паводкоопасных территорий, прибрежных защитных полос и водоохранных зон, развития системы страхования рисков от опасных гидрологических явлений;
- реализации Плана основных мероприятийпопроведению в 2013 году в Российской Федерации Года охраны окружающей среды.

II. Катастрофические паводки на территории Российской Федерации: условия и причины формирования. Меры предупреждения и снижения ущерба от наводнений.

Рассмотрев результатынаучных исследований и комплексного анализа факторов опасного развития гидрологической обстановки 6 - 7 июля 2012 года, научно обоснованные рекомендациидля предотвращения катастрофических паводков и обеспечению безопасности территории Крымского района Краснодарского края, выполненные Институтом водных проблем Российской академии наукс учетомисследований Государственного гидрологического института о причинах катастрофического паводка в бассейне р.Адагум, заслушав и обсудив доклады и выступления участников, Коллегия отметила, что основными причинамии условиями наступления катастрофических последствий паводков являются:
- аномально высокое количество выпавших осадков;
- особенности ландшафта водосборной территории бассейна и отсутствие учета их особенностей при разработке схем территориального планирования;
- снижение пропускной способности русел рек как следствие антропогенного влияния (засорение, искусственное сужение и др.);
- несогласованная застройка объектами капитального строительства пойменных, надпойменных террас, прибрежных защитных полос;
- строительство объектов дорожной инфраструктуры (мостов, переездов и пр.) без учетавероятности наступления паводков редкой повторяемости в зоне их размещения;
- недостаточная обеспеченность территорий, подверженных риску подтоплений и затоплений,системами инженерными защиты;
- сложности в прогнозировании быстроразвивающихся паводков и реализации своевременного оповещения.
В этой связи Коллегия рекомендует заинтересованнымфедеральным органам исполнительной власти, уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальным образованиямв соответствии с нормами водного, земельного и градостроительного законодательстваРоссийской Федерации в рамках региональных программ развития водохозяйственного комплекса, реализуемой ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах», обеспечить вынос жилых строений из зон затопления паводком 1% обеспеченности или реализовать комплекс мер по защитеселитебных территорий и населения от чрезвычайных ситуаций, обусловленных негативным воздействием вод, предусмотрев мероприятия технического (инженерного) и регулятивного (неинженерного) характера, в том числе:
- определение территорий, подверженных риску подтоплений и затоплений, обеспечение установления и соблюдения на них соответствующих режимов разрешенной деятельности;
- своевременное планирование и проведение водохозяйственных мероприятий;
- своевременный ремонт гидротехнических сооружений, ликвидациябесхозяйных ГТС;
- строительство объектов инженерной защиты населенных пунктов и объектов экономики в зонах, подверженных постоянному риску подтопления и затопления;
- развитие и внедрение системы добровольного и обязательного страхования собственниками имущества, расположенного в зонах, подверженных риску подтоплений и затоплений, рисков его утраты или повреждения;
- постоянный мониторинг развития водохозяйственной обстановки и технического состояния гидротехнических сооружений;
- совершенствование и поддержание работоспособности систем заблаговременного и экстренного оповещения населения об угрозе наступления чрезвычайных ситуаций.

 Коллегией принято решение направить настоящее решение участникам коллегии, заинтересованным федеральным органам государственной власти Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для использования в работе.


Председатель коллегии                                                                                                     М.В. Селиверстова